группа № 7 детский сад № 5 город Балаково

Многофункциональное дидактическое пособие

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПАННО

 «ВЕСЕЛЫЕ СЛЕДОЧКИ» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

 

Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль. Эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать общеобразовательные задачи.

  Одним из вариантов развивающих игр являются игры с многофункциональным панно «Веселые следочки».

  Способ изготовления Панно создано из разноцветных изображений детских ладошек, тянущихся к солнышку, и из разноцветных следков детских ножек. «Следочки» можно вырезать совместно с детьми из цветной бумаги разной фактуры (глянцевая, бархатная, рифленая) и фетра.

 Вариант расположения 1. «Ладошки» крепятся прямо к стене: сверху из ладошек выкладываются лучики, тянущиеся к солнцу (лучи красного, желтого, оранжевого цвета), в средней части ладошки располагаются хаотично (разного цвета (желтый, зеленый, синий, оранжевый, красный) и фактуры), снизу располагаются следы детских ножек. Панно расположено в зоне кабинета учителя-дефектолога на пустой стене.

Вариант расположения 2.

«Следочки» крепятся на большой экран (размером 1, 5 м х 1,5 м). Такое панно можно переносить, убирать.

Варианты расположения могут быть разными: как стационарное, так и временное. Желательно располагать панно так, чтобы рядом было ковровое покрытие.

  Целью панно является снижение уровня психоэмоционального напряжения посредством метода игровой терапии и смены динамических поз.

 Задачи

Проследить за эмоциями ребенка до и после коррекционных занятий.

Научить детей оценивать свое настроение

Снять мышечное и эмоциональное напряжение

Ход упражнения

 Перед началом непосредственной образовательной деятельности детям предлагается прикоснуться к ладошке того цвета, который соответствует их настроению. Педагог предупреждает, что выбирать нужно не свой любимый цвет, а тот цвет, на который «похоже» ваше  настроение. Педагог учитывает выбранный ребенком цвет для планирования  дальнейшей работы с ребенком. Так, если ребенок выбрал красную ладошку, возможно, он находится в возбужденном состоянии, педагог старается выбрать для него задания, не привлекающие общего внимания. Более активно вовлекает в работу детей, выбравших оранжевый, желтый цвет. Затем дети сами выбирают цветные ладошки на панно, отражающие их эмоциональное состояние и в конце занятия.

 Для снятия мышечного и эмоционального напряжения с помощью данного пособия можно устраивать динамические паузы:

Вариант 1 "Кто достанет до … ",

Детям предлагается по очереди, или всем вместе дотянуться до указанной ладошки, например: Дотянись до желтой ладошки справа, а теперь до красной слева и т.д.

Вариант 2 "Кто так может, как я"

Дети по очереди показывают действие у панно, со словами "Кто может, как я?" Желающие пытаются повторить показанное движение.

Вариант 3."Мерить" у кого нога больше»

Дети ложатся на коврик, расположенный под панно таким образом, чтобы ножки могли свободно передвигаться по следам на панно. Прикладывая стопы к изображениям, сравнивают, чьи ножки больше. Упражнение проводится по парам.

 Вариант 4 «Ходить» ногами из положения лежа».  

Дети ложатся на коврик так, чтобы ножки могли свободно передвигаться по следам на панно и «ходят» в разных направлениях: вверх-вниз, дружно вправо, все вместе влево.

По окончании непосредственной образовательной деятельности детям старшего дошкольного возраста на этапе рефлексии  предлагается выбрать ладошки для оценки своей собственной деятельности. Педагог предлагает  выбрать ладошки красного (желтого и др.) цвета, если у них все получилось, и синего (зеленого или др.), если получилось не все, но обязательно получится. Детям младшего возраста можно предложить дотронутся до желтой ладошки, если им понравилось играть.

 «Веселые следочки» могут использоваться как «Мирилка» поссорившихся детей .

Задачи : обеспечивает умение разрешать конфликты; помогает снятию агрессивности, через отвлечение ребенка от конфликтной ситуации

Ход упражнения

Вариант 1 Педагог объясняет ребенку, ладошки эти не простые, они обладают магической силой. Предлагает: «Дотронься до волшебных ладошек, и постой сколько хочешь так, пока не почувствуешь, что стал добрее» Выполняется индивидуально в сопровождении тихой музыки.

Вариант 2  Поссорившиеся дети встают лицом друг к другу и, прикоснувшись к ладошам, говорят друг другу приятные слова (комплименты).

С целью развития зрительно-моторных функций глаза данное панно используется как зрительный тренажер.

Задачи:

 создать условия для снятия зрительного утомления;

развивать прослеживающие функции глаз.

Ход упражнения

Вариант 1 Дети встают перед панно, руки находятся в свободном состоянии, голова неподвижна. Педагог предлагает проследить глазами в указанном им направлении: детям младшего возраста педагог предлагает следить за движением указки по «лучикам» из ладошек; дети старшего возраста прослеживают взглядом без помощи педагога, только по его словесной инструкции («Глазки двигаются по желтому лучику вверх к солнышку, вниз от солнышка по оранжевому лучику и снова вверх по красному лучику»).

Вариант 2 Зрительная гимнастика. Посмотрите на желтую ладошку справа, на красную ладошку слева, найдите глазками все синие ладошки и т.д.

 Использовать  панно можно с целью  закрепление умений ориентироваться в большом пространстве и  на собственном теле. 

Задачи:

помочь детям запомнить названия направлений в пространстве,

тренировать в умении называть  руки, ноги, пальцы рук, 

обучать различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении микродинамических актов;

развивать мелкую моторику рук; снять мышечное напряжение в кисти.

Вариант 1 Педагог показывает на «ладошку» и спрашивает, где расположены ладошки на панно. Дети должны правильно обозначить направление пространства (слева вверху, слева внизу, справа вверху, справа внизу)

Вариант 2 Педагог просит детей выполнить его инструкцию: «Прикоснись к ладошке правой рукой. Дотронься до ладошки левой рукой. Какой рукой ты прикоснулся к ладошке?

Вариант 3 «Пальчики здороваются»

Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Педагог демонстрирует сначала сам.  Кончики пальцев правой руки поочередно касается кончиков пальцев нарисованной ладошки, можно называть пальчики: указательного, среднего, безымянного и мизинца.

Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

Проговаривая стишки,  можно соединять  пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то правой, то левой рукой  с ладошкой на панно.
Вариант 4 «В гости к пальчику большому»

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

  Многофункциональное панно «Веселые следочки» является пособием и для развития зрительного восприятия цвета.

Задачи:

 Закреплять умения различать и называть цвета,

тренирует в умении нахождения заданного цвета среди других,

упражнять в соотнесении предметов по цвету.

 

Вариант 1 Педагог просит ребенка приложить правую руку к ладошке красного цвета, а левую к ладошке желтого цвета. «Какого цвета ладошка под твоей правой рукой?»

Вариант 2 Педагог предлагает ребенку потрогать все ладошки желтого (оранжевого и др.) цвета

Вариант 3  Педагог предлагает назвать предметы в кабинете такого же цвета как указанная ладошка.

Вариант 4 На столе лежат предметные картинки с изображением бабочек, цветочков разного цвета. Педагог предлагает детям взять по одной бабочке и по одному цветочку, «посадить» на ладошку такого же цвета.

Или, наоборот, выбрать среди множества картинок, картинку такого же цвета, как ладошка. 

 Панно можно использовать с целью развития у детей навыков тактильного восприятия

Педагог предлагает ребенку описать, какая ладошка на ощупь: гладкая, мягкая, шершавая, пушистая (ладошки разной фактуры).

17 августа 2017 в 09:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.