группа № 7 детский сад № 5 город Балаково

Методическая разработка НОД "Шестиногие друзья"

Методическая разработка

по экологическому воспитанию  детей  дошкольного возраста

Тема: «Шестиногие друзья»

 

 

 

· Цель непрерывной образовательной деятельности:

 Способствовать расширению знаний детей о мире насекомых

Задачи:

Коррекционного обучения.  

· Способствовать развитию представлений детей о насекомых, их строении, пользе для человека и окружающей природы.

· Создать условия для формирования у детей навыков экологически грамотного поведения в природных условиях 

· Создать условия для упражнения в создании целостных образов, развития анализирующего восприятия

· Обеспечить условия для упражнения в соотнесении объекта и его схематичного изображения

Коррекционного развития.

· Создать условия для развития зрительного восприятия, слухового и зрительного внимания, творческого мышления, воображения, зрительно-моторной координации

· Обеспечить условия для развития способности тонко чувствовать цвет

· Способствовать развитию умений работать в паре, умению договариваться.

· Обеспечить условия для развития зрительных функций – различения, локализации.

· Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Коррекционного воспитания.

· Воспитывать у детей эмоционально-положительное, бережное отношение  к объектам окружающей природы.

· Прививать любовь и поддерживать интерес к объектам живой и неживой природы.

Оборудование и материалы: проектор, экран, мольберт, обручи, лупы банка с водой, магниты;

демонстрационный материал – подзорная труба, схематичное изображение насекомого; игрушечный набор «насекомые» , картина с изображением летней поляны, перфокарта с изображением  разных насекомых;

раздаточный материал — листочки разной формы конверты с разрезными картинками, бабочки,  вырезанные из белой бумаги, гуашь,  влажные салфетки.

Предварительная работа: рассматривание картин с изображением насекомых, упражнение в составлении описательных рассказов, использование в образовательной деятельности игр «Собери картинку», «Найди сходство»,  «Найди отличия»; использование в изобразительной деятельности приема «рисование пальчиками»

Планируемые результаты: дети примут активное участие в выполнении заданий, с интересом будут  работать, действовать по инструкции педагога, будут эмоционально отзывчивы, выражать словами свои чувства и ощущения.

 

1. Ритуал вхождения.

На столе у педагога коробка. Предлагает детям рассмотреть ее содержимое. В коробке подзорная труба, схема с изображением насекомого. Дети обсуждают, для чего им понадобятся эти предметы, о чем сегодня будет занятие.

Какое живое существо можно  изобразить с помощью этой схемы?

Дети приходят к выводу, что это насекомые. Педагог предлагает детям «уменьшится в размерах», чтобы лучше разглядеть насекомых. Для этого ему понадобится подзорная труба.

- Подзорную трубу сейчас переверну 

На вас в нее взгляну,

Чтоб насекомых нам не испугать,

Придется такими же маленькими стать.

1 слайд. Изображение высокой травы.

 

Ну, вот, ребята, мы с вами теперь стали ниже травы. Посмотрите, а это кто. (Показывает игрушку Кузнечик).

- Ребята, Кузнечик предлагает вам побывать в мире насекомых и поиграть с ним и его друзьями.

2. АМО «Компания» На рабочих местах у детей лежат листочки разной формы (овальные, треугольные, полукруглые). На ковре обручи, в центре которых находятся листья соответствующей формы. Детям предлагается найти на ковре лист такой же формы, как и на своём рабочем месте,  встать рядом с ним. Таким образом, ребята  делятся на  подгруппы.

Педагог предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику

 

На полянке я сижу,

Во все стороны гляжу.

(Сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают голову сначала налево, затем направо.)

Сколько насекомых здесь!

(Руки через верх разводят в стороны.)

Всех, пожалуй, и не счесть.

Вот пчела, а вот оса,

(Поочерёдно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно.)

Это бабочка — краса.

Муравей и стрекоза,

Попрыгунья, егоза.

Все спешат, все трудятся,

(Поочерёдно ударяют кулаками и ладонями.)

А она красуется!

 3. Упражнение «Собери картинку»

 Каждой подгруппе педагог предлагает сложить разрезную картинку, таким образом, ребята узнают, о каком насекомом они будут делиться своими знаниями друг с другом.

 4.  Упражнение «Репортаж»

Детям предлагается рассказать друг другу (товарищам своей подгруппы) всё, что они знают об этом насекомом.

В ходе обсуждений  каждой подгруппы педагог даёт дополнительные сведения об объекте  коллективной беседы с помощью слайдов презентации.

5.АМО «Интерактивная лекция»

2 слайд. С изображением муравьев и муравейника.

 

- Ребята, а это кто? Где живут муравьи? Они не любят одиночества и живут большими семьями-колониями.

 Все вместе строят огромный дом-город из хвоинок, соринок, стебельков. Каждый занимается своим делом: одни строят, другие ремонтируют. Муравьи дружные насекомые они помогают друг другу. А при встрече могут делиться пищей друг с другом.

-Почему нельзя разрушать муравейники?

Потому что муравьи полезны! Муравьи – санитары леса, они всеядны. Активно поедая личинок вредных насекомых, они сохраняют лес. Поедая семена растений, муравьи помогают их распространить, ведь не все им удается дотащить до муравейника. Муравьи перемешивают почву, рыхлят ее. Поэтому травы и кустарники, растущие рядом с муравейником, пышно разрастаются. Иногда муравьи становятся опылителями цветов, потому что любят полакомиться их нектаром.

 Вот почему необходимо беречь муравьев и в первую очередь, их жилища – муравейники. Восстановление разрушенного муравейника отнимает у семьи муравьев много сил и затрат, и при сильных разрушениях они могут не справится с этим, и семья в итоге погибнет.

3 слайд .

- Пчелы живут в своих домах семьями. Из воска, который выделяется у пчел на брюшке, они строят соты - большие пластины с ячейками. В одних ячейках пчелы хранят мед и пыльцу, в других находятся пчелиные яйца или личинки.

Главная в семье пчелиная царица – матка. Она все время откладывает яйца, из которых выводятся молодые пчелки. Все пчелы заняты делом. Рабочие пчелы летают за нектаром, строители лепят новые соты, пчелы – няни ухаживают за маткой и личинками. Наблюдая за пчелами, люди узнали, что у них есть свой язык. Прилетев в улей, рабочая пчела рассказывает другим пчелам, где есть много хороших цветов. Только говорит она это не голосом, а танцем, кружась на сотах. Если она делает круги, то цветы близко. Если восьмерки – значит далеко. Другими фигурами танца она показывает пчелам, куда нужно лететь. Пчелы все время трудятся, запасают мед. Этим медом они кормятся всю зиму. Они запасают его так много, что люди – пчеловоды могут его брать, а пчелам все равно хватит.

Пчелы приносят большую пользу людям. Они опыляют растения. Говорят: «Цветы без пчел, а пчелы без цветов не живут». Кроме меда, пчелы производят воск, прополис. Прополис помогает заживлению ран. Даже пчелиный яд применяют в медицине как лекарство от многих болезней.

4 слайд.

- А, вот и божья коровка – защитница садов, огородов и виноградников . Сама божья коровка поедает множество тлей, а её личинка исключительно прожорлива. К сожалению, мало кто знает, что эти полезные насекомые зимуют в коре, в опавшей листве и сухой траве на прогреваемых солнцем местах.  Когда люди сгребают в кучи осенние листья и траву и сжигают их или складывают в кучи, они губят большое количество божьих коровок разных видов и лишают свои садыогороды и виноградники полноценной защиты весной.

Конечно, божьи коровки прилетят на участок из других мест, где им не мешали зимовать, но время будет упущено, тля размножится и принесёт вред деревьям и кустарникам.

6. Динамическая пауза «Бабочки».

Дети встают в круг на ковре, поворачиваются друг к другу спинками.

- Прижмитесь, вытяните руки в стороны и представьте себе, что вы большие добрые бабочки. (Включается музыка). Помашите руками, как будто бабочка порхает. Будьте внимательными, помашем крылышками вместе. Вдох – вместе руки вверх. Выдох – вместе руки вниз. (Повторить несколько раз.) Молодцы! У вас хорошо получилось! Вы очень дружные!

На мольберте перфокарта с изображением  разных насекомых. Педагог предлагает выбрать и обозначить магнитами только полезных.

Дети по очереди выходят к доске и обозначают магнитом насекомое, называют его.

7.  Упражнение «Укрась бабочку»

- Ребята, а какую пользу приносят бабочки? Педагог подводит детей к выводу, что бабочки делают мир прекраснее.

Педагог демонстрирует изображение поляны с цветами.

- Ребята, давайте попробуем украсить полянку  бабочками. У вас на столах бабочки из белой бумаги, вы можете украсить их красивым узором. (Педагог предлагает рисовать пальцами.)

- А теперь давайте посадим бабочек на цветы нашей полянки.

Обратите внимание, каким праздничным, нарядным стал после этого луг! То благодаря бабочкам – красавицам!

Зрительная гимнастика

Упражнение «Пальминг» —глаза закрыть и на несколько минут плотно прикрыть их ладонями. В результате глаза расслабятся, а расслабление даст хорошее зрение.

8. Итог .

- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

 В подзорную трубу на вас я посмотрю,

И в детский сад большими без труда верну.

Педагог смотрит на детей через подзорную трубу

- Как много мы с вами сегодня увидали! И божью коровку, и муравья, и пчелу. Они все такие разные! Но, почему же их можно обозначить так (схема)?

Педагог предлагает рассмотреть фигурки насекомых через лупу и через банку с водой. Дети отмечают, что у всех насекомых по 3 ноги с каждой стороны. Всего шесть ног.

- Теперь мы можем смело называть их – «шестиногие» друзья!

 

Рефлексия.

- Ребята, вам понравился мир насекомых? За что вы полюбили наших «шестиногих друзей»?

Почему нужно бережно относиться к этому хрупкому миру?

- Молодцы, ребята!

25 августа 2020 в 19:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.