группа № 7 детский сад № 5 город Балаково

«Использование технологии «Досуг с тканью» (тканевого конструктора «Шифоновая радуга») в работе с детьми с ОВЗ»

Какие бывают занятия с детьми? Хорошие, обычные, необычные, интересные, скучные, однообразные, активные. 

А какие бы нам хотелось проводить? Такие чтобы у детей горели глаза, чтобы они проявляли творчество, познавательную активность, были включены в деятельность на занятии и не отвлекались.

Наших особенных детей не так просто заинтересовать, они имеют особые образовательные потребности, а значит требуют особого подхода.

Комфортное эмоциональное состояние ребенка с ОВЗ влияет на его познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. 

   Внедрение в коррекционно-развивающую работу нетрадиционных здоровьесберегающихобразовательных технологий способствует эмоциональному развитию детей с ОВЗ и укреплению их здоровья. Одной из них является инновационная технологию «Техtile-fun». Авторы технологии «Textile-fun, или «Досуг с тканью» (тканевый конструктор «Шифоновая радуга») Т.Д. Фицнер и Е.Д. Файзуллаева объединили в себе элементы игры и конструирования, что позволяет педагогам использовать ее в различных видах деятельности.

Технологию «Tканевый конструктор» с использованием шифоновых лоскутов можно использовать на коррекционных занятиях учителя-дефектолога по развитию восприятия цвета(знакомит детей с цветом в необычной форме),графо-моторных навыков, ознакомлению с окружающим миром, в игровой деятельности совместно со взрослым и в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ. 

 Упражнения с использованием игрового пособия «Шифоновая радуга» основаны на многоаспектном использовании сенсорного материала (ткани)-мягкого и пластичного материала, обладающего такими характеристиками, как полифункциональность, открытость, комфортность. Сенсорные качества ткани создают ощущение безопасности. Лёгкий, мягкий, гладкий материал даёт ребёнку приятные ощущения «поглаживания». 

Воспитанник при игре с данным конструктором:

- играет, ощупывает, действует, располагает детали конструктора, не боясь и не рискуя их испортить;

- получает красочные, привлекательные, объемные картины и поделки, в независимости от имеющихся у него навыков и опыта;

- работает индивидуально, в парах, большой команде, помогая друг другу;

- испытывает состояние успеха, что благотворно влияет на его эмоциональное состояние;

- располагает детали конструктора не только на холсте, но и на полу, столе, ковре, поэтому нет необходимости сохранять статичную позу, что особенно важно для соматически ослабленных и «особенных» детей;

- убирает поделки легко, быстро и с удовольствием.

Применение арт-методики конструктора «Шифоновая радуга» для развития детей с ОВЗ способствует повышению их адаптационных способностей, а также стабилизации эмоциональной сферы, что обеспечивает решение задачи - сохранение и поддержке индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала ребенка, формирования социокультурной среды, расширяет знания и представления об окружающем мире с привлечением всех анализаторов.

 Тканевый конструктор «Шифоновая радуга» хорошо себя зарекомендовал в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями (ОНР, дети с нарушениями зрения, с задержкой психического развития). Если организовать коллективную деятельность, то можно устранить разрыв между детьми с различными индивидуальными особенностями.

Методика рисования с тканью с использованием конструктора «Шифоновая радуга» направлена на решение ряда задач в работе с детьми ОВЗ: 

- развитие «ручной умелости» ребенка посредством овладения разными способами манипуляции с тканью (жгутики, трубочки, прямые, узелки, сферы, полусферы и т.д.) и развитие мелкой моторики;

- освоение способов конструирования (создать целое из элементов и осмыслить, что получилось, на что похоже);

- развитие эстетических чувств, оценок (красиво, нравится, легко, воздушно);

- развитие восприятия цвета и исследование сочетаний цветов (ребенок пробует, экспериментирует, накапливает художественный опыт);

- получение опыта совместной деятельности с другими людьми (детьми и взрослыми);

- планирование работы и доведение ее до получения конкретного «продукта» в процессе совместной деятельности;

- развитие коммуникативных умений.


Для рисования тканью необходимо иметь

- игровое поле - «холст» (бязь, которая не даёт скользить шифонам и помогает детям чувствовать границы); 

(можно использовать коврик черного цвета для достижения сильного контраста в работе с детьми с нарушениями зрения),

- набор шифоновых полотен (минимальный набор - 7 цветов) - квадраты 70x70 см, 50x50 см, 30x30 см, 15x15 см; прямоугольники 70x50 см, 60x40 см;

- корзина (или короб, туесок с удобной крышкой).


Работа с конструктором для рисования с тканью делится на 3 этапа.
1 этап: Вводный.
Вовлечение детей в совместную деятельность. Обсуждение темы. Выбор цветовой палитры.
2 этап: продуктивный, выполнение игровых упражнений.
3 этап: рефлексивный, созерцание результатов совместной деятельности.
Игры- упражнения, которые проводятся на 1 этапе работы, где педагог мотивирует детей на совместную работу, заинтересовывая детей. Игры «Ку-Ку», «Кто за платочком», «Браслет», «Кулак – проглот» направлены на установление мягкого контакта детьми с ОВЗ посредством тканевого лоскутка.
Далее дети учатся манипулировать лоскутками. На данном этапе дети повторяют действия взрослого с использованием речевого сопровождения, знакомятся с техникой рисования кругами, полосками. Они рисуют солнышко, домик, цветы и т.д.
В дальнейшем осуществляется составление картины группой детей под руководством взрослого. При этом используются простые техники складывания, скручивания ткани, совместное рисование взрослого по образцу его действия, сопровождаемый речью. Дети выкладывают кусочки ткани на полотне основе в соответствии с образом действий взрослого.

На мой взгляд эту методику можно проводить не только детьми с ОВЗ, но и со всеми дошкольниками, усложняя поставленные задачи. По результатам проделанной работы можно сделать вывод, что «Шифоновая радуга» не только способствует развитию воображения, мышления или способности к фантазированию, но и помогает ребёнку полнее воспринимать предметы и явления окружающего мира, обогащать речь и свой внутренний мир, развивать наблюдательность. К тому же, здесь заложена колоссальная возможность творчески развиваться и взрослому, например, придумывать новые игры или интегрированные занятия.

Это пособие снимает эмоциональное напряжение, помогает развивать речевое дыхание, дает возможность детям творчески выразить себя. Открытость и безопасность делают пособие «Шифоновая радуга» доступным в работе с детьми дошкольного возраста. А его мобильность и полифункциональность позволяют использовать в разных направлениях развития детей дошкольного возраста.

Конструирование тканевыми лоскутами - это синтетическая деятельность, которая охватывает большой круг образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач: от развития всех видов моторики и накопление сенсорного опыта до формирования сложных мыслительных действий.

Данная методика не только гармонизирует эмоциональное состояние и повышает самооценку «особенного человечка» Поэтому применяя конструктор «Шифоновая радуга» в образовательной деятельности с детьми с ОВЗ, педагоги направляют развитие личности ребёнка в гармоничное русло. 

29 августа 2023 в 14:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.