группа № 7 детский сад № 5 город Балаково
«Использование технологии «Досуг с тканью» (тканевого конструктора «Шифоновая радуга») в работе с детьми с ОВЗ»Какие бывают занятия с детьми? Хорошие, обычные, необычные, интересные, скучные, однообразные, активные. А какие бы нам хотелось проводить? Такие чтобы у детей горели глаза, чтобы они проявляли творчество, познавательную активность, были включены в деятельность на занятии и не отвлекались. Наших особенных детей не так просто заинтересовать, они имеют особые образовательные потребности, а значит требуют особого подхода. Комфортное эмоциональное состояние ребенка с ОВЗ влияет на его познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Внедрение в коррекционно-развивающую работу нетрадиционных здоровьесберегающихобразовательных технологий способствует эмоциональному развитию детей с ОВЗ и укреплению их здоровья. Одной из них является инновационная технологию «Техtile-fun». Авторы технологии «Textile-fun, или «Досуг с тканью» (тканевый конструктор «Шифоновая радуга») Т.Д. Фицнер и Е.Д. Файзуллаева объединили в себе элементы игры и конструирования, что позволяет педагогам использовать ее в различных видах деятельности. Технологию «Tканевый конструктор» с использованием шифоновых лоскутов можно использовать на коррекционных занятиях учителя-дефектолога по развитию восприятия цвета(знакомит детей с цветом в необычной форме),графо-моторных навыков, ознакомлению с окружающим миром, в игровой деятельности совместно со взрослым и в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ. Упражнения с использованием игрового пособия «Шифоновая радуга» основаны на многоаспектном использовании сенсорного материала (ткани)-мягкого и пластичного материала, обладающего такими характеристиками, как полифункциональность, открытость, комфортность. Сенсорные качества ткани создают ощущение безопасности. Лёгкий, мягкий, гладкий материал даёт ребёнку приятные ощущения «поглаживания». Воспитанник при игре с данным конструктором: - играет, ощупывает, действует, располагает детали конструктора, не боясь и не рискуя их испортить; - получает красочные, привлекательные, объемные картины и поделки, в независимости от имеющихся у него навыков и опыта; - работает индивидуально, в парах, большой команде, помогая друг другу; - испытывает состояние успеха, что благотворно влияет на его эмоциональное состояние; - располагает детали конструктора не только на холсте, но и на полу, столе, ковре, поэтому нет необходимости сохранять статичную позу, что особенно важно для соматически ослабленных и «особенных» детей; - убирает поделки легко, быстро и с удовольствием. Применение арт-методики конструктора «Шифоновая радуга» для развития детей с ОВЗ способствует повышению их адаптационных способностей, а также стабилизации эмоциональной сферы, что обеспечивает решение задачи - сохранение и поддержке индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала ребенка, формирования социокультурной среды, расширяет знания и представления об окружающем мире с привлечением всех анализаторов. Тканевый конструктор «Шифоновая радуга» хорошо себя зарекомендовал в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями (ОНР, дети с нарушениями зрения, с задержкой психического развития). Если организовать коллективную деятельность, то можно устранить разрыв между детьми с различными индивидуальными особенностями. Методика рисования с тканью с использованием конструктора «Шифоновая радуга» направлена на решение ряда задач в работе с детьми ОВЗ: - развитие «ручной умелости» ребенка посредством овладения разными способами манипуляции с тканью (жгутики, трубочки, прямые, узелки, сферы, полусферы и т.д.) и развитие мелкой моторики; - освоение способов конструирования (создать целое из элементов и осмыслить, что получилось, на что похоже); - развитие эстетических чувств, оценок (красиво, нравится, легко, воздушно); - развитие восприятия цвета и исследование сочетаний цветов (ребенок пробует, экспериментирует, накапливает художественный опыт); - получение опыта совместной деятельности с другими людьми (детьми и взрослыми); - планирование работы и доведение ее до получения конкретного «продукта» в процессе совместной деятельности; - развитие коммуникативных умений.
- игровое поле - «холст» (бязь, которая не даёт скользить шифонам и помогает детям чувствовать границы); (можно использовать коврик черного цвета для достижения сильного контраста в работе с детьми с нарушениями зрения), - набор шифоновых полотен (минимальный набор - 7 цветов) - квадраты 70x70 см, 50x50 см, 30x30 см, 15x15 см; прямоугольники 70x50 см, 60x40 см; - корзина (или короб, туесок с удобной крышкой).
На мой взгляд эту методику можно проводить не только детьми с ОВЗ, но и со всеми дошкольниками, усложняя поставленные задачи. По результатам проделанной работы можно сделать вывод, что «Шифоновая радуга» не только способствует развитию воображения, мышления или способности к фантазированию, но и помогает ребёнку полнее воспринимать предметы и явления окружающего мира, обогащать речь и свой внутренний мир, развивать наблюдательность. К тому же, здесь заложена колоссальная возможность творчески развиваться и взрослому, например, придумывать новые игры или интегрированные занятия. Это пособие снимает эмоциональное напряжение, помогает развивать речевое дыхание, дает возможность детям творчески выразить себя. Открытость и безопасность делают пособие «Шифоновая радуга» доступным в работе с детьми дошкольного возраста. А его мобильность и полифункциональность позволяют использовать в разных направлениях развития детей дошкольного возраста. Конструирование тканевыми лоскутами - это синтетическая деятельность, которая охватывает большой круг образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач: от развития всех видов моторики и накопление сенсорного опыта до формирования сложных мыслительных действий. Данная методика не только гармонизирует эмоциональное состояние и повышает самооценку «особенного человечка» Поэтому применяя конструктор «Шифоновая радуга» в образовательной деятельности с детьми с ОВЗ, педагоги направляют развитие личности ребёнка в гармоничное русло. 29 августа 2023 в 14:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.